email: kvk06@yandex.ru
Россия, Московская обл., г. Истра
Пн - Вс с 10:00 до 22:00 msk

 

 Век живи - век учись... (one hundred years live and one hundred years learn)

02.05.2017

Акварельная живопись

Вероятно, почти каждый человек в детстве пробовал рисовать акварельными красками. Поэтому почти все знают, что эти краски растворяются в воде, при работе с ними нет запаха. а результат может быть получен быстро, т.к. краски на бумаге (или другой основе) высыхают быстро. При этом прозрачность красочного слоя создает особую красоту изображения.

Многие считают, что акварельная живопись появилась в Китае вместе с изобретением бумаги во 2-м веке нашей эры. Однако я думаю, что вода могла быть наиболее доступным растворителем красок на основе глины уже в эпоху камменных и бронзовых орудий труда. Только в качестве основы тогда была не бумага, а каменная стена (лучше, если из известняка или другого гигроскопичного материала в пещере с сухим воздухом и и небольшими колебаниями температуры). В тех же условиях могла появиться и настенная живопись, аналогичная гуаши, в красители которой добавлялся порошок мела. А добавка водорастворимого клея или лака (например, меда, птичьего помета, гуммиарабика) могла закреплять настенную живопись древнего художника. Так, гуммиарабик хорошо растворяется в тёплой воде (в холодной намного проблематичнее) с образованием клейкого слабокислого раствора. А добывается гуммиарабик из сока акаций. Вероятно, и в древнем Египте могла применяться такая техника живописи водорастворимыми красками.

Так на просторах Интернета (https://otvet.mail.ru/question/95030115) я нашел подтверждение своим догадкам о более древнем происхождении техники акварели, чем период появления бумаги в Китае:
"Если акварель это краски стертые на растительном клею, то Древний Египет — великая «акварельная» цивилизация. Египтяне писали аналогом акварельных красок на папирусе, загрунтованных деревянных панелях, отштукатуренных стенах гробниц и… камне. Многие ключевые произведения древнеегипетской живописи выполнены «акварелью». Современные химики провели анализы связующего росписи на каменных колоннах и блоках храма Амон-Ра в Карнаке. Оказалось что, краски стерты на клею африканской акации Acacia Nilotica. В Египте практически не бывает дождей.
Многие технические приемы художников Древнего Египта идентичны приемам европейской живописи: краски кладутся плотно и прозрачно, цвета часто смешиваются оптически (чтобы получить коричневый лессируют красным черную; чтобы получить оранжевый лессируют красным желтую), используются сложные варианты физического смешения пигментов (для получения коричневого цвета смешивают красно-коричневый гематит, желтый аурипигмент и угольную черную).
В произведениях древнеегипетских художников можно заметить характерный блеск, «искрение» кристалликов краски. Широко использовались не только кристаллы желтого аурипигмента, египетской синей (искусственной краски, которая производилась из двуокиси кремния, кальция, меди или бронзы) , но и красно-оранжевого реальгара, синего азурита, белого кварца). Для росписи скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства также применялись кристаллические пигменты, например, царские саркофаги из кварцита окрашивали аурипигментом.
Для получения цветов различной интенсивности древнеегипетские художники писали пигментами крупного и мелкого помола. Это стандартный прием в классической европейской традиции, и в живописи стран востока, включая Китай и Японию, где широко использовали, например, малахит крупного и мелкого помола (соответственно темно-зеленого и светло-зеленого цвета).

Новое - это хорошо забытое старое. Китайцы применили технику живописи водорастворимыми красками на новом материале - бумаге.

Акварель отличается от гуаши тем, что она прозрачна. Через слой краски просвечивает основа - бумага, загрунтованный холст. стена или нижний слой другой краски. А гуашь обладает кроющей способностью за счет содержащихся в красках белил. Такой краской можно закрыть предыдущий слой краски. Это позволяет как и в масляной живописи исправлять допущенные ошибки. Правда многослойная живопись гуашью может растрескаться и осыпаться.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: