Вероятно, почти каждый человек в детстве пробовал рисовать акварельными красками. Поэтому почти все знают, что эти краски растворяются в воде, при работе с ними нет запаха. а результат может быть получен быстро, т.к. краски на бумаге (или другой основе) высыхают быстро. При этом прозрачность красочного слоя создает особую красоту изображения.
Многие считают, что акварельная живопись появилась в Китае вместе с изобретением бумаги во 2-м веке нашей эры. Однако я думаю, что вода могла быть наиболее доступным растворителем красок на основе глины уже в эпоху камменных и бронзовых орудий труда. Только в качестве основы тогда была не бумага, а каменная стена (лучше, если из известняка или другого гигроскопичного материала в пещере с сухим воздухом и и небольшими колебаниями температуры). В тех же условиях могла появиться и настенная живопись, аналогичная гуаши, в красители которой добавлялся порошок мела. А добавка водорастворимого клея или лака (например, меда, птичьего помета, гуммиарабика) могла закреплять настенную живопись древнего художника. Так, гуммиарабик хорошо растворяется в тёплой воде (в холодной намного проблематичнее) с образованием клейкого слабокислого раствора. А добывается гуммиарабик из сока акаций. Вероятно, и в древнем Египте могла применяться такая техника живописи водорастворимыми красками.
Многие технические приемы художников Древнего Египта идентичны приемам европейской живописи: краски кладутся плотно и прозрачно, цвета часто смешиваются оптически (чтобы получить коричневый лессируют красным черную; чтобы получить оранжевый лессируют красным желтую), используются сложные варианты физического смешения пигментов (для получения коричневого цвета смешивают красно-коричневый гематит, желтый аурипигмент и угольную черную).
В произведениях древнеегипетских художников можно заметить характерный блеск, «искрение» кристалликов краски. Широко использовались не только кристаллы желтого аурипигмента, египетской синей (искусственной краски, которая производилась из двуокиси кремния, кальция, меди или бронзы) , но и красно-оранжевого реальгара, синего азурита, белого кварца). Для росписи скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства также применялись кристаллические пигменты, например, царские саркофаги из кварцита окрашивали аурипигментом.
Для получения цветов различной интенсивности древнеегипетские художники писали пигментами крупного и мелкого помола. Это стандартный прием в классической европейской традиции, и в живописи стран востока, включая Китай и Японию, где широко использовали, например, малахит крупного и мелкого помола (соответственно темно-зеленого и светло-зеленого цвета).
Новое - это хорошо забытое старое. Китайцы применили технику живописи водорастворимыми красками на новом материале - бумаге.
Акварель отличается от гуаши тем, что она прозрачна. Через слой краски просвечивает основа - бумага, загрунтованный холст. стена или нижний слой другой краски. А гуашь обладает кроющей способностью за счет содержащихся в красках белил. Такой краской можно закрыть предыдущий слой краски. Это позволяет как и в масляной живописи исправлять допущенные ошибки. Правда многослойная живопись гуашью может растрескаться и осыпаться.